Спецпроект

Что делать с разбитой фарой, как избежать пожелтения, почему самому трудно заменить лампочку? Вопросы об автомобильной оптике

25 апреля 2024 в 8:00
Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка
Спецпроект

Что делать с разбитой фарой, как избежать пожелтения, почему самому трудно заменить лампочку? Вопросы об автомобильной оптике

Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка
Напишите отзыв на товар и получите шанс выиграть робот — мойщик окон

Вы задавались вопросом, почему в свежих автомобилях, даже если там установлены фары с классическими лампами, так трудно эту лампу самостоятельно заменить? Или, возможно, раздумывали о том, что светит лучше: LED или ксенон? А может быть, ломали голову над тем, как избежать помутнения и пожелтения фар? Сегодня вместе с Юрием Красновым, инструктором и преподавателем по вождению, будем искать ответы на эти и другие вопросы об автомобильной оптике в очередном материале из цикла про типичные повреждения машины, который мы ведем вместе с сервисом по подбору страховок Vedaem.by.

С разъяснениями нам поможет Сергей Гузик — инженер-консультант отдела сервиса «Атлант-М».

Перегорела лампа — почему так трудно заменить самому?

— А почему современные фары так устроены, что в них невозможно лампочку самому поменять? Это же какой-то ужас! — говорит Юрий Краснов. — Рукой не подлезть. Я смотрел: чтобы поменять лампочку в моем Renault Logan, нужны еще плоскогубцы специальные — только ими можно достать. А попробуешь рукой — сорвешь трос, который регулирует фару.

— А зачем пытаться самому? В большинстве случаев, когда сам ставишь лампу, все равно ее хоть на миллиметр, но сдвинешь относительно изначальной позиции. А на станции вам поменяют лампу и проведут обязательную регулировку света фар. Это ваша безопасность, — отвечает Сергей Гузик.

Автопроизводители вообще будто бы нарочно стали делать доступ к оптике трудным, неудобным. К примеру, в Volkswagen Polo, чтобы заменить лампу, понадобится снять всю фару. А в Volkswagen Passat, если установлен ксенон, перед тем как снять фару, придется отсоединить передний бампер. И все из-за лампы.

— Производитель идет по логичному пути: те детали, которые редко выходят из строя, он не стремится делать ремонтопригодными. Та же лампа ксенона рассчитана более чем на 3 тысячи часов горения — это приличный срок. Имеется ли  необходимость обеспечивать к ней моментальный доступ? Полагаю, есть более важные узлы и детали, доступ к которым нужнее. Те же фильтры. Вот если бы для их замены нужно было разобрать половину автомобиля, это противоречило бы логике, — рассуждает инженер-консультант.

— Я езжу, у меня, к примеру, раз в полгода перестает гореть лампочка. Я иду в магазин, покупаю новую, вставляю — могу ездить дальше. А так мне нужно записаться на ТО, терять время. И что дальше: я приезжаю, говорю, у меня лампочка перегорела, мне нужно срочно поменять и проверить. А у вас своей работы наверняка куча. И как быть? — переживает ведущий рубрики.

— Чаще всего мы идем навстречу, стараемся решать такие вопросы оперативно. И обычно мы видим понимание со стороны клиентов: зачем делать самому, если есть грамотные, обученные специалисты, есть оборудование, все гарантированно сделают так, как надо, — успокаивает специалист автоцентра.

— Хорошая идея, нужно сделать отдельный заезд: на замену и регулировку лампочек. Чтобы как на мойку: заехал по-быстрому и помчался дальше.

Аварийный случай: разбитую фару можно отремонтировать или сразу замена?

— Мы уже выяснили, что прилетевший из-под колеса камень может испортить лобовое стекло. А фару? — спрашивает Юрий Краснов.

— В фарах сейчас используют не стекло, а пластик, он более устойчив к таким ударам. Думаю, в абсолютном большинстве случаев ничего особенного не произойдет, — считает Сергей Гузик.

— Чаще камень разбивает противотуманки. 

— Потому что там во многих случаях еще ставится стекло. Если же разбита именно фара, то обычно происшествие было более серьезным, чем просто камень. Скорее всего, речь о ДТП.

— Можно ли отремонтировать фару или любая проблема означает непременную замену?

— Есть много факторов, в том числе имеет значение разновидность фары. Ведь до сих пор выпускаются фары с классическими лампами — с нитями накаливания. Есть ксенон. Есть LED различных модификаций. Если при ДТП сама фара осталась целой, но сломалось ее крепление, то его можно заменить, эта проблема устраняется при помощи ремкомплекта. Есть также варианты с заменой платы управления в некоторых светодиодных фарах.

— А если разбит корпус?

— Если фара разбита, поврежден пластик или сам корпус, тогда да, потребуется замена всей фары.

— Я слышал, что на гаражах фары ремонтируют: разбитый пластик срезают, а сверху приклеивают новый, от другой фары.

— На гаражах — возможно, но никто из дилеров, я полагаю, таким заниматься не будет. Потому что остается вопрос безопасности. Где-то что-то не проклеилось, где-то осталась маленькая трещина, куда начинает попадать влага. Заехал на мойку — уехал с водой в фаре. Мы недавно, кстати, видели такой автомобиль: фара вся запотела, а с внутренней стороны пластика были большие капли воды. Стали выяснять — было механическое повреждение. Естественно, светит такая фара плохо, а свет в темное время — это безопасность.

Почему фары запотевают?

— Бывает легкое запотевание даже совершенно целых фар, в частности светодиодных, — признает Сергей Гузик. — Всем они хороши, но есть и минус. Светодиод не греется, греется плата, которая обеспечивает его работу, но она спрятана в глубине конструкции. А физические процессы никто не отменял. Зашли в теплое помещение с холода — очки запотели. То же самое происходит и с фарой в некоторых случаях. Классическая лампа греется и таким образом быстро осушает любое запотевание. А в случае со светодиодными нужно больше времени для этого процесса.

Можно ли заменить классические фары на LED?

— А если я к вам приеду на своей машине, вы мне можете поставить другие лампочки, помоднее? Светодиодные, с вентиляторчиками охлаждения — я такие видел, — стал прикидывать Юрий Краснов.

— Нет. Вопрос в светоотражателе, который может быть не настроен под такую лампу. Есть риск, что будет как с самопальным ксеноном: едешь навстречу такой машине, а она тебя слепит. И даже вам самому может мешать, если светит не в ту сторону и вы не видите то, что должны были бы видеть, — отвечают ему. — Кроме того, замена обычной фары на LED влечет за собой много трудностей. Не достаточно ведь просто заменить фару. Эту фару еще нужно согласовать с блоком, чтобы, условно, машина понимала, что у вас стоит LED.

Кстати, вы обратили внимание, как быстро появление светодиодов в оптике оттеснило такой модный в прошлом ксенон на второй план? Светодиодные лампочки, о которых говорит ведущий рубрики, продаются в свободном доступе, а ксенон — это дорого, нужно же еще блоки розжига отдельно устанавливать.

Какая фара ярче светит?

— Лучше светят светодиоды. Ксенон — где-то рядом, но светодиоды ко всему прочему могут работать адаптивно. Простой пример: вы едете с дальним светом, навстречу движется автомобиль, но дальний свет не отключается — фара затемняет определенную зону, чтобы не слепить встречного. И это не единственная опция. На других фарах такого добиться невозможно, объясняет специалист автоцентра.

Соответственно, классические фары с лампами накаливания при прочих равных занимают третье место в этом рейтинге. Причем в их случае на световой поток больше влияет состояние отражателя и пластика, а не мощность самой лампы.

Кстати, в рейтинге долговечности эти типы фар расположились в том же порядке: LED, ксенон, лампы накаливания.

Устройство светодиодных фар может различаться. Классическая LED-фара — это один или несколько светодиодов и большое число зеркал в отражателе. Причем все это управляется программно, в результате чего создаются нужные углы и формируется световой поток в нужном направлении. Впрочем, сегодня на некоторых машинах можно увидеть такую оптику, при взгляде на которую неспециалист даже приблизительно не скажет, как она устроена. Это к вопросу о ремонтопригодности таких фар и обеспечению к ним доступа автовладельца — похоже, смысл в этом совершенно утрачен.

— А на станциях тяжелее работать со светодиодными фарами?

— Я бы так не сказал. Есть свой регламент. К тому же они, в случае чего, меняются целиком.

— Недешевый такой подход производителей.

— Возможно, кто-то их и ремонтирует. Но официальный сервис в первую очередь интересуют вопросы качества и безопасности.

Зачем полировать фары?

— Полировка сильно влияет на то, как фары светят. Иначе само стекло создает сопротивление свету, — поясняет Сергей Гузик. — Говоря упрощенно, на ваши фары будто бы надеты солнечные очки. Вот набор для полировки: как видите, здесь две полироли — грубая и финишная, — абразивы, круги. Сам процесс занимает около часа. Плюс еще столько же необходимо для того, чтобы высох защитный состав.

— Один совет: не стоит заниматься полировкой фар слишком часто. Дело в том, что пластик изначально покрыт специальным защитным лаком. И от частой полировки этот лак постепенно истирается. Может дойти до того, что придется сначала восстанавливать этот лак, — добавляет инженер-консультант.

Отчего фары желтеют и как этого избежать?

— Во-первых, от времени — это если говорить по-простому. Во-вторых, мы уже отмечали, что камень с дороги, скорее всего, не разобьет пластик фары, но может оставить скол. Чем чреваты все эти мелкие повреждения, сколы, царапины? Поверхность пластика нарушается, дефекты забиваются грязью. В результате происходит пожелтение фары, светить она начинает хуже, — говорит специалист автоцентра.

— А есть какая-то профилактика, чтобы такого не произошло? — уточнил Юрий Краснов.

— На начальной стадии есть несколько вариантов. Можно при полировке фары нанести специальное керамическое защитное покрытие. Гарантия у него — 18 месяцев, после этого покрытие лучше обновить. Другой вариант — наклеить пленку. Она очень тонкая и не ухудшает свет фар, но эффективно выполняет защитную функцию. Служит годами, отзывы на нее положительные.

Как часто нужно регулировать фары?

— Автопроизводители прописывают в регламенте необходимость проверки и регулировки фар во время каждого технического обслуживания: инспекционный сервис, комплекс проверок систем автомобиля, куда включена и оценка света фар, — уточняет Сергей Гузик. — И каждая машина, приезжающая на ТО, проходит такую проверку. Это безопасность. Сайлент-блоки, пружины — все имеет свойство стареть, проседать. У фар, например, меняется наклон света.

— Условия эксплуатации влияют на ситуацию? К примеру, автомобиль регулярно ездит по плохим ухабистым дорогам.

— Внешние факторы не имеют большого значения. Главное, чтобы автомобиль вовремя попадал на ТО. Вот, кстати, прибор, с помощью которого выполняется регулировка. Этот аппарат автоматический, он показывает оператору, как сформирован световой пучок, где верхняя и нижняя границы светового потока. И, исходя из полученных данных, мастер принимает решение о необходимости регулировки. Такая проверка важна для любых фар вне зависимости от их типа.

Можно ли самому регулировать фары корректором?

— Нет. Регулировка всегда производится в нулевом положении. А корректор предназначен вот для чего: когда в автомобиле загружен багажник, задняя часть машины просаживается, а перед чуть приподнимается, и тогда фары могут слепить встречных. Чтобы этого избежать, применяется корректор: он позволяет скорректировать угол светового потока. Но для полноценной регулировки света он не предназначен.

Нужна новая фара. Как сейчас с поставками?

— Некоторые запчасти дилеры стараются держать в наличии. Фары на популярные модели автомобилей как раз из этого числа. То, чего в наличии нет, доставляется под заказ. Срок такой доставки — от пяти дней до двух месяцев. Особых перебоев сейчас нет.

Фары стали дороже за последнее время?

— Они изначально не были дешевыми. Все-таки это сложные устройства, которые могут делать много такого, чего не могли фары предыдущих поколений.


Партнер проекта — Vedaem.by
Каско — это инвестиция в свое спокойствие, а не в детали

Vedaem.by — площадка, объединяющая предложения всех страховых компаний страны. Она поможет вам выбрать и оформить страховку максимально быстро. И удобно, ведь на Vedaem.by:

• оформление и оплата производятся онлайн;

• можно сравнить и выбрать самое выгодное предложение на рынке;

• ваши страховки будут храниться в личном кабинете сайта;

• готовые полисы отправляются на e-mail, курьером или почтой;

• вы будете получать своевременные напоминания об окончании страховки;

• вы станете участником бонусной программы.

Спецпроект подготовлен при поддержке ООО «Страховой брокер Атлант-М», УНП 806000789.


У вас есть тема для «Разбора с Красновым»? Пишите нам: pv@onliner.by или t.me/vitpetrovich.

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by